06.08.2010
Оговорюсь сразу, я — пользователь Ubuntu Linux с годичным стажем, не планирующий возвращаться к среде MS Windows. Однако вполне справедливо ожидаю то, что критические оценки этой публикации обильно посыпятся с обеих сторон — как от пользовательского большинства, так и от лиц, придерживающихся альтернативного мнения.
Не секрет то, что в последние годы nix-операционные системы резко прибавили в весе за счет значительного улучшения графического интерфейса и стали реально претендовать на место под солнцем — на десктопах. В то же время известная софтверная корпорация, испытав серьезные затруднения со сбытом последней версии своего базового пакета, приняла решение не отставать в конкурентной гонке, результатом чего стал анонс следующей версии популярной ОС. Наиболее ожесточенная конфронтация развернулась в сфере нетбуков — маломощных мобильных компьютеров, предназначенных исключительно для работе в Интернете.
Подобная ситуация также подразумевает столкновение различных пользовательских менталитетов. И здесь без психологического анализа не разобраться никак.
В связи с этим я, как психиатр и психоаналитик, имеющий десятки авторских публикаций, посвященных киберпсихологии, хотел бы поделиться с читателями своими размышлениями о психологии работы с Open Source. Надеюсь, что эти заметки будут интересны представителям как одной, так и другой стороны.
Мой опыт и общение с пользователями альтернативных операционных систем показывает, что в этой среде весьма сильны настроения, которые можно было бы обозначить как «религиозно-психологические». Конечно, такая новейшая религиозность носит скорее «псевдо»-характер. И тем не менее, это первое, что бросается в глаза.
Около года назад, движимый первооткрывательскими интересами, я стал работать в Linux Ubuntu, как во второй операционной системе. Естественно мне понадобились советы, которые можно было найти на форумах соответствующей направленности. И тут же я оказался в самом центре бурной религиозной жизни, протекающей в недрах киберпространства. Если почитать посты на форумах, которые я посещал, то складывалось впечатление, что на них обсуждаются не работа в избранной программной среде, а грядущий Судный День.
Речь, конечно же, шла о развернувшейся в сети и вне ее великой метафизической битве, противоборствующими сторонами в которой выступали две стихии — свободно распространяемый Линукс и известная операционная система, производителя которой не так давно признали в нашей стране монополистом. Это было своего рода вневременное противостояние первоначал Инь и Ян в сфере программного обеспечения. При этом изучение записей, которые делались сторонниками nix-систем, свидетельствовали о том, что используемые ими дистрибутивы ассоциируются с понятиями «правильный», «чистый», «духовный», «нравственный». А прямые и косвенные оценки программных пакетов, к которым обращались их оппоненты, носили значительно более критичный характер.
О подобных апокалиптических воззрениях приходилось читать на форумах не раз. Добавлю к этому, что отдельные представители описываемого пользовательского сообщества отличаются выраженным чувством собственной избранности и интеллектуальной самодостаточности. Им также не чужды миссионерские настроения. Кроме того, для них характерна непоколебимая вера в неизбежное наступление царства справедливости. Правда, сроки этого нового пришествия так и не уточнены.
Один из ортодоксальных линуксоидов даже рассказал мне о том, что он использует программный дизайн для медитации. Когда жизнь становилась особенно невыносимой, мой собеседник мысленно фокусировался на образе десктопа Gnome — знаменитого оконного менеджера в nix-среде. Со всеми деталями — верхними и нижними панелями, иконками, обоями. И тогда у него появлялось чувство удивительного покоя.
Стоит ли говорить о том, что такая психологическая атмосфера сплачивает сообщество пользователей Open Source. Во всяком случае, включенность в него таких убежденных личностей может выступать в роли своеобразного коммуникативного «цемента», сплачивающего колеблющихся.
Став неофитом в мире Линукса, я стал потихоньку собирать различные дистрибутивы, имеющие функцию загрузки в режиме Live CD. Таким способом я перепробовал десятка полтора различных дистрибутивов Линукса. Естественно, в первую очередь меня интересовал интерфейс загружаемых программ. А заодно и эмблемы, с помощью которых маркировались дистрибутивы. Бросилось в глаза то, что все эти программные пакеты имели эмблемы, наделенные глубинно-психологическим значением. Иными словами, в каждом из таких изображений был заложен какой-то подсознательный смысл.
Например, дистрибутив Debian, который считается одним из наиболее консервативных и основательных (самый большой объем совместимых программ можно найти именно в дебиановском репозитории), обозначался с помощи изображения огромной спирали, движущийся по часовой стрелке. А этот знак между тем может быть интерпретирован как движение к осознанию бессознательного. Иными словами, такой символ вполне может рассматриваться как форма, стимулирующая духовное развитие человека. По крайней мере именно такое толкование образа дал бы психоаналитик юнгианской ориентации.
В другом дистрибутиве — Ubuntu Linux — используется изображение круга с тремя значками, которые можно рассматривать как троицу. А «Три» и «Круг» — это две метафоры. Одна нумерологическая, отражающая идею времени -прошлое, настоящее, будущее. Другая — геометрическая. Ее смысл заключается в пространственной уравновешенности, которая также может символизировать душевную гармонию. Известно, что изображения подобной формы — мандалы — широко используются на востоке для медитации.
Еще в одном дистрибутиве — OpenSUSE — при загрузке можно увидеть ящерицу. Она же фактически является драконом — мифическим всемогущим существом. Архаический характер этого животного очевиден. Поэтому, по мнению К.Юнга, оно символизирует бессознательную сферу человека, причем ее наиболее глубокие и таинственные уровни. Тем самым символика дистрибутива как бы адресуется к этим областям человеческой психики, подчеркивает его связь с мифологическими основами мира.
Случайны ли такие находки или же суть интуитивные прозрения «продвинутых» одиночек — сложно сказать, не имея дополнительных данных в виде развернутых психологических интервью, взятых у сторонников этих пакетов. Можно также долго спорить о том, какова степень психотерапевтического потенциала у таких особенностей. И заодно строить догадки относительно того, как будет меняться эта ситуация в ближайшем и отдаленном будущем. Тем не менее, приведенные примеры показывают, что в основе привязанности пользователей Open Source к своим операционным системам лежат не только технологические, но и психологические причины.
Сергей ВЫГОНСКИЙ
психиатр, член Союза журналистов России