Мечты сбылись!
Наконец скачал и засмотрел давно обещанный голливудский шедевр «5 Days of War» (он же — «5 Days of August») про войну между Грузией и Россией.
Впечатлен.
Должен для начала предупредить, что перевод, который я смотрел, одноголосый и очень убогий. Возможно, из-за этого я какие-то оттенки смысла упустил. Впрочем, не думаю, что много.
Итак, начало. В начале — заставка с изречением некого сенатора Хирама Джонсона:
«Первой жертвой войны является правда.»
Вот уж не поспоришь. Весь фильм, действительно, является этакой длинной и развернутой иллюстрацией к этому тезису.
Действие начинается в Ираке. По иракскому городу едет джип с американскими журналистами. Журналист (главный герой) и журналистка старательно обмениваются довольно тупыми шутками, и сами же дружно ржут над ними. В основном, они жалуются на то, что вся эта война — какая-то скучная, и вообще полный отстой, а вот шоу «Американский идол» — оно рулит. Судя по всему, их жалобы услышали где-то Наверху — потому как их машина ВНЕЗАПНО попадает под мощный обстрел (отчего жизнь у журналюг сразу становится интересной, но вот желание смеяться дальше куда-то пропадает). Звучат выстрелы, прямо в камеру хлещет кровь, их водителя убивают сразу, а в журналистку тоже попадают разок-другой.
В общем, была бы всем им хана, если б так же ВНЕЗАПНО не появились коалиционные солдаты. А чтоб не было сомнений, из какой именно они страны, это показано КРУПНЫМ планом:
Отважный отряд грузинских вояк вытаскивают журналюг из обстреливаемой машины. Увидев, что в машине никого нет, атакующие облегченно вздыхают, и окончательно расхреначивают ее из из гранатомета:
В итоге, журналистку отправляют на родину красиво упакованной в мешок для трупов, а раненного журналиста — в госпиталь. Но перед этим его грузинский спаситель (по фамилии Авалиани) дарит ему спасающий жизнь чудо-талисман. (Хотя, по логике, ему талисман нужнее: он же остается в Ираке, в отличие от журналиста.)
Через год после, Лос-Анжелес.
Журналист в своем офисе наслаждается мирной жизнью, и смотрит на компьютере выступления грузинского президента Энди Гарсия (т.е., простите, Михаила Саакашвили). Последний жалуется на то, что злые осетины все время стреляют по мирным грузинам, и вот-вот развяжут конфликт. А виновата во всем, естественно, Россия, потому, что Грузия борется за Свободу и Демократические Ценности. И еще он призывает всех сесть за стол переговоров, и вообще бороться за мир. И так далее, в том же духе.
(Кстати, еще из комментария журналиста к видео мы узнаем, что «по словам Путина *потеря Грузии* стала главной геополитической трагедией двадцатого века». Ой-ой.)
Журналиста начинает беспокоить Грузия, и он треплется по Скайпу с коллегой оттуда, который общается с ним, не вылезая из ванночки с кафелем:
Коллега рассказывает, что вообще в мирной Грузии все плохо, потому что русские с осетинами вот-вот начнут войну. Видимо, Ирака журналисту было мало, потому, что он отправляется прямиком в Грузию.
Пока журналист едет из аэропорта в Тбилиси, из разговора с таксистом мы узнаем о Грузии еще много интересного. Например, что «Грузия продает нефть в Европу, и русским это не нравится». Кстати, журналиста зовут Томас Андерс. Но вот его коллегу — почему-то не Дитер Болен, а Себастиан, кажется, Ханс.
Дальше нам показывают совещание у президента Саакашвили. Надо сказать, что Саакашвили из Энди Гарсия — ну совершенно никакой. У Энди все-таки довольно интеллигентное лицо, на откормленную Мишину орясину совершенно непохожее — этот факт не могут скрыть никакие гримеры. Кстати, один из его помощников похож на Саакашвили намного больше. Вот ему надо было дать эту роль. В общем, его советники сообщают, что «русские самолеты приближаются к границам Грузии» и «туда же движется русский флот». Русский флот в осетинских горах испугал бы любого, но только не отважного грузинского президента — ибо он отдает приказ хранить спокойствие и «не отвечать на провокации».
Meanwhile, не подозревая о жуткой опасности, угрожающей бедной мирной Грузии, журналюги пьют в баре, и треплятся о трудностях своей работы, во вполне мюнхаузеновском стиле. Байки запиваются грузинским вином (поглощая которое, они изо всех сил изображают неземное удовольствие на лицах). Правда, на следующее утро после этого, журналист Себастиан долго и старательно (пардон) блюет на обочине дороги. (Хотел вставить пруфкадр — но, пожалуй, воздержусь.) Видимо, мораль истории такова, что даже грузинское вино надо употреблять в меру.
А тем временем, пока он там очищает организм от остатков грузинского вина, на Грузию надвигается Злобная Орда — в виде грузовиков, вертолетов и танков. Последние, волшебным образом телепортировавшись через горы, уже едут прямо по колосящимся грузинским нивам:
Не подозревая об этом, парочка репортеров старательно снимают настоящую грузинскую свадьбу. Застолье сопровождается обильным питьем, этнической грузинской музыкой и лезгинкой. (Вообще, судя по царскому размаху застолья и ордам танцующих, родственники новобрачных — то ли местные олигархи, то ли, что более вероятно, местные мафиози.)
Народные танцы прерывается сообщением Саакашвили по телеящику. Он сообщает, что несмотря на все его миротворческие усилия — война началась! А чтобы зрители поняли, что он не шутит — внезапно появившиеся русские истребители расхреначивают ресторан ракетами. Репортерам страшно, но они все это снимают для истории.
Пока раненных увозят в госпиталь в Гори, Томас Андерс старательно изображает перед камерами объективность: заявляет, что тут уже немножко воюют, но кто на кого напал — это он еще не выяснил. Потом он говорит по телефону с приятельницей в США, которая жалуется ему (цитирую): «все западные СМИ приняли сторону Кремля». Тут я просто не знаю, смеяться или плакать. Чью сторону приняли «объективные» западные СМИ, все, я думаю, прекрасно помнят. Как они выдавали Цхинвал за Гори, все тоже помнят. Пока они там откровенничают по телефону, следует очередное хлестаковское вранье Мишико: в очередном телевыступлении он заявляет, что «Цхинвали в руках русских»…
(В первый день войны, ага. А на очередном совещании со своими помощниками, он же скромно заявляет, что «мы сделали все, чтобы минимизировать жертвы среди мирного населения». С предыдущими заявлениями о том, чтобы «не поддаваться на провокации» все это совмещается как-то плохо.)
Пока он там решает, поддаваться на провокации, или не поддаваться, русские уже наступает. Рашен армия отаке — это аццкое зрелище даже для неустрашимого американского журнализда!
Русские летчики плотоядно рассматривают грузинские просторы сквозь окна кабины (с какой-то странной подсветкой):
На атакующем русском танке что-то написано мелом. Подозреваю, что это должно означать «Мы еще вернемся» — но писавшие, явно, не очень в ладу с русским йазыком:
Очень меня также порадовал русский танк, на башне которого написано D428 (D — латинская):
Добравшись до первого сугубо мирного грузинского села, злые русские устраивают там маленький Освенцим. Главную роль в этом играет аццки злобный русский казак, разрисованный татуировками с головы до пят. На кошмарно-ломаном русском он спрашивает местных жителей «Кто начальник полиции?» Не дождавшись ответа, казак расстреливает у всех на виду старуху. Затем с помощниками режет глотку паре местных жителей, и сжигает их трупы (они сгорают как-то подозрительно быстро). Конечно, все эти ужасы старательно фиксируются нашими репортерами, спрятавшимися за дырявый забор (за которым их каким-то чудом умудряются не заметить).
На этом все нехорошие дела не кончаются. Например, прямо с воздуха расстреливают колонну беженцев. Да-да, по дороге беженцы так и бегут, аккуратненькой колонной, нисколько не пытаясь рассеяться и укрыться по садам-огородам — надо полагать, чтобы их было проще расстреливать.
Моар, моар зверств! Дальше русские охотятся за бедной грузинской девушкой, которая удирает от них на велосипеде. Наверное, девицу хотят изнасиловать, а велик — пропить (а может, наоборот). Впрочем, едет она почему-то так медленно, что пара солдат на своих двоих нагоняет ее без труда. Кстати, рожи у догоняющих тоже какие-то не сильно русские:
Конечно, обошлось без грабежа и мародерства. Русские старательно воруют из бедных грузинских домов микроволновки, баранов, курей и поросят. (Правда, почему-то, не воруют унитазы — впрочем, откуда они в грузинских селах?) При этом они не забывают играть на баяне, ибо баян — это святое:
Спасая свои шкуры, наши доблестные репортеры не забывают все это снимать.
Наконец, русские замечают их, и берут в плен.
Русскими командует вот такой вот колоритный полковник:
Ну, дальше начинается откровенный рип-офф с «Олимпиус Инферно». (Если вы помните, там снимали экзотических бабочек, а сняли грузинские танки. А здесь снимали грузинскую свадьбу, а сняли «русские зверства». Почувствуйте разницу.) Русских больше всего интересует судьба флэшки из камеры, на которой записаны видеосвидетельства этих Аццких Зверств. Ибо в допросе репортеров применяется дифференцированный подход. В порядке легкого сюра (без него никак!), полковник заставляет Томаса играть с собой в шахматы (в промежутке между ходами жалуясь на жизнь, и рассказывая про сына, погибшего в Афганистане). С его коллегой Себастианом поступают проще: его аккуратно привязывают к стулу, и Злой Казак готовится опробовать на нем свой портативный набор пыточных инструментов (который он всегда таскает с собой, just in case).
Но тут, в самый критический момент — в окна вламывается отряд крутого грузинского спецназа (как-то незаметно для всех присутствующих залезший на крышу), и освобождает пленников.
Освобожденные пленники забирают из тайника флэшку (спрятанную рядом с туалетом типа «сортир деревенский обыкновенный», что какбе символизирует что-то…), и дают деру из захваченной деревни. Естественно, за ними гонятся, по ним стреляют из всех доступных видов оружия (вплоть до танка) — но, как вы уже поняли, не попадают. (Впрочем, при всей своей увлеченности погоней, русские не могут отказать себе в удовольствии стрельнуть из танка разок-другой по окружающим домам, ибо это святое.)
В общем, журналистам удается благополучно скрыться (хотя одну их грузинскую попутчицу таки убивают насмерть, ибо драма).
Озлобленные неудачей, русские достают аццкие фламменверферы (а-ля «Вольфенштейн-2009») и начинают сжигать машины и окружающую природу.
Тем временем, продолжается совещание у Саакашвили. (На его лице мы видим трагическую озабоченность событиями.)
Он жалуется на то, что в Грузию вторглось «40 тысяч русских, в три раза больше, чем наша армия» (в действительности, тысяч 15, и силы были примерно равны), и что НАТО, США и Европа ничего не делают, чтобы спасти его страну. С особыми трагическими нотками он жалуется на то, что Путин обещал его повесить за, ну, вы помните что. Чувствуется, что эта перспектива его волнует куда больше, чем судьбы всех соотечественников вместе взятых.
Нам также постоянно напоминают, что грузины — не дикари с пальм, а Древняя Христианская Нация:
Тем временем, откровенный плагиат с «ОИ» продолжается: теперь журналисты озабочены в основном тем, чтобы переправить на Запад Страшную Правду. Томас звонит по телефону своей коллеге в Штаты, и говорит, что у него есть горячий материал. Да, вот что мне нравится в этом фильме — так это детали: некоторые конкретно выносят моск! Звонит в США он почему-то по таксофону — старому доброму советскому таксофону, рассчитанному на двухкопеечные монеты! Если не верите:
(Видимо, он предусмотрительно запасся советскими двухкопейками для телефонных звонков шефам в США. 🙂
После этого они пытаются передать содержимое флэшки на спутник. Но на горизонте уже появляется злой русский вертолет, который конкретно нацеливается на фургончик со спутниковой антенной:
Вертолет засаживает ракетой прямо по фургончику. Результат предсказуем: наши герои, как всегда, едва-едва успевают убежать:
(Обратите внимание на индикацию на кокпите, где загадочные, но явно русские «лпС» и «рл» мирно соседствует с английским «missile». 🙂
Уничтожив телефургончик, вертолет готовится вершить прочие черные дела, но не тут-то было! Рядом удачно оказывается доблестный грузинский вояка со «Стингером» (или какой другой шайтан-трубой) (UPD: да, это РПГ — что еще смешнее…), причем он (сюрприз) даже умеет с ней обращаться…
А драматические события продолжаются. Следуя святому американскому принципу «ни одного боевика без драмы с заложниками», Злобный Русский Казак похищает грузинскую приятельницу главного героя (то ли Тамару, то ли Татану, я уже не помню). Он звонит по телефону и требует принести флэшку на главную площадь города, иначе… (ну, вы поняли).
Главный герой, естественно, вынужден прийти на площадь, ибо герой. Увидев его, казак послушно освобождает девушку (вместо того, чтоб пристрелить обоих, и взять флэшку с трупа). Драматическая сцена прощания намекает на зарождение Большого Глубокого Чувства:
Затем казак вставляет флэшку в камеру, и выясняет, что на ней ничего нет. Главный герой отважно объясняет, что флэшка-то ненастоящая (а настоящую он давно уж переправил европейским борцам за права человека через некую грузинскую приятельницу). Затем он закрывает глаза, и ждет, когда его пристрелят.
Но тут вовремя подвернувшийся рыжий парнишка (кажется, из осетинских ополченцев, я уж не помню точно) вместо этого пристреливает самого казака (видимо, на почве большой взаимной любви). Таким образом, Справедливое Возмездие свершилось.
За всей этой драмой хмуро наблюдает мраморный памятник Сталину (тоже, видимо, что-то оно такое символизирует):
Тем временем, на площадь города въезжают русские танки. А герои готовятся геройски погибнуть под гусеницами. Но тут уже знакомый нам седой полковник (в котором, видимо, проснулось что-то человеческое) советует им валить отсюда по-хорошему, ибо свою норму по убийствам он уже перевыполнил, и вообще гусеницы потом не отмоешь. Герои, к моему удивлению, совета послушались — видимо, решили, что возможности геройски умереть у них еще будут.
Ну, хвала Аллаху, мы приближаемся к концу шедевра.
Фильм завершается кадрами массового митинга в Тбилиси. Саакашвили толкает речугу, содержимое которой пересказывать нет смысла, ибо вы его, в общем, представляете. Безусловно, звучат слова о Свободе, Независимости, Демократии, и о том, что Грузия не сдалась и не отдалась врагу. А в воздухе гордо реют стяги и флаги Либеральных и Рукопожатных стран:
Видимо, испугавшись вооруженной флагами героической толпы, русские решают не входить в Тбилиси. Конец немного предсказуем: успешно спасены и независимость Грузии, и половые признаки ее президента.
Ну, как бы подвести какие-то итоги всего отсмотренного?
До выхода фильма на разных интернет-форумах — некоторые сравнивали его аж с лучшими образцами нацистской пропаганды.
А теперь, когда фильм вышел, стало совершенно ясно, что это — еще комплимент, и совершенно незаслуженный. Ибо на самом деле его можно сравнивать лишь с худшими образцами нацистской пропаганды. Причем с настолько худшими, что мы о них ничего не знаем — ибо в области пропаганды Геббельс, все-таки, был профессионалом, и подобного дерьма бы до экрана не допустил. А режиссера, чего доброго, еще отправил бы в Бухенвальд — за бездарную растрату народных средств.
Упёрто:
http://trilirium.livejournal.com/392912.html
http://trilirium.livejournal.com/394143.html