Никогда не знал, что праздник называется так:
День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие
Феминистки-социалистки Клара Цеткин (1857 — 1933) и Роза Люксембург (1871 — 1919) были не только соратницами в своей борьбе за равноправие женщин, но и подругами, несмотря на разницу в возрасте. Они активно выступали против трех “К”, принятых в Германии и Польше. Три “К” — кухня, киндер (дети) и кирха (церковь) — вот что было уготовано каждой немецкой и польской женщине.
Однажды, в 1899 году, они прочитали две работы некоего Ильина “Развитие капитализма в России” и “Что делать?”. Заинтересовавшись, узнали, что под этим псевдонимом печатался молодой марксист В.Ульянов, живущий в Петербурге. Они захотели с ним встретиться и обсудить женский вопрос в свете революционного переустройства мира. Пока они добирались до Петербурга, Ульянова выслали за антигосударственную деятельность в сибирское село Шушенское. Женщины решили не останавливаться на половине пути и отправились за ним, бросив вызов царскому правительству. Путь был нелегкий. По железной дороге до Красноярска, потом вверх по Енисею на пароходе “Св. Николай” до Шушенского.
И вот 2 июня 1899 года они прибыли в сибирское село. Здесь познакомились с В.Ульяновым и Н.Крупской. Владимир и Надежда их гостеприимно приняли. Следующие две недели прошли в дискуссиях и прогулках. Роза Люксембург, судя по дневнику, влюбилась в умного, энергичного и сексуального В.Ульянова. На страницах дневника Розы появились такие записи: “5 июня. Разв. кап. в Росс.” Да?… 6 июня. “История кап. в Рос.” Женщинам нелегко! … 8 июня. “Что делать?” Да! А что если? … 12 июня. Да! Да! Володя! … 13 июня. “Что делать?” Да! … А Надя? … 14 июня. Нет! Нет!” и в конце записи — жирный крест. Роман не случился. Роза не хотела быть разлучницей этой замечательной пары. И вот наступил день отъезда. Но случилось непредвиденное: Енисей обмелел и пароход мог дойти только до Минусинска.
28 июня, приехав в Минусинск, они узнали, что пароход сломался и нужно ждать две недели до прихода следующего. Время ожидания решили посвятить знакомству с экзотическим в их восприятии краем, с жизнью, историей и бытом коренного населения. Они наняли бричку и, остановившись в селе Усть-Абаканское у земского врача Ивана Петровича Лихтинштейна, совершали продолжительные экскурсии в улусы, к древним менгирам, наслаждаясь гостеприимством людей и природой. 2 июля Клара вдруг заболела. С ней случилась лихорадка. И.П. Лихтинштейн лечил ее три дня, но безуспешно. Тогда он посоветовал обратиться к шаману. Клара согласилась. 5 июля в дворике Ивана Петровича был разведен костер, женщина усажена в плетеное кресло, и шаман начал камлание. Это происходило долгих шесть часов, после чего Клару бросило в пот, она впала в транс и уснула. На следующее утро она была совершенно здорова. О том, как звали шамана, сведений не сохранилось. Эта страница дневника Розы залита, как я полагаю, слезами, вследствие чего чернила расплылись. Чуть ниже есть запись о том, что в благодарность своему исцелителю Клара решила изменить фамилию Цеткин на Цеткингашеву. Почему это не произошло — неизвестно. Вероятно, из-за строгих немецких порядков.
Нужно ехать дальше. А у подруг деньги были на исходе. В Усть-Абаканском был трактир, в котором играли в карты на деньги. Он находился на теперешней улице Вяткина, там, где теперь телестудия. Роза прекрасно играла в карты, этому научил ее отец. Придя в трактир, она предложила игрокам сыграть с ними, но они ее только осмеяли: “Не бабье это дело играть в карты. Бабье дело — варить щи, рожать детей да доить коров!” Клара была возмущена этим мужским шовинизмом, в результате чего они с Розой проплакали почти всю ночь. Утром созрело решение — Клара переодевается в мужской костюм и идет в трактир играть. Иван Петрович предоставил ей свой костюм, сапоги и шляпу. Роза пожертвовала свой локон, из которого они изготовили усы и бакенбарды и приклеили их Кларе с помощью медицинского клея. Цеткин отправилась в трактир и, конечно же, выиграла достаточно большую по тем временам сумму — 1200 рублей. Это случилось 8 июля. Подруги решили, что этот день должен быть праздником всех женщин в борьбе за равноправие. 10 июля они благополучно сели на пароход и отправились домой.
На II конференции социалисток К.Цеткин рассказала о случае, произошедшем в Усть-Абаканском и предложила объявить 8 июля женским праздником. Но социалистки-феминистки возразили: нельзя день выигрыша в карты делать женским праздником, даже если женщина и доказала в этот день свою равноправную состоятельность.
Тогда Клара вспомнила и рассказала одно немецкое предание. В средние века господин имел право первой ночи. Его подданные девушки, прежде чем выйти замуж, должны были посетить его опочивальню. В одном графстве одновременно состоялось восемь свадеб, и всех невест звали Мартами. Семь девушек безропотно приходили в опочивальню графа, а восьмая Марта отказалась. Ее насильно привели к господину. Оставшись наедине, она выхватила из складок платья нож и убила графа. Выбравшись из замка, она прибежала к своему любимому и все рассказала. Они покинули это графство, поженились. Жили долго и счастливо. Это был один из первых вызовов против бесправия женщин. Социалистки решили, что праздник должен отмечаться 8 марта в честь этой непреклонной восьмой Марты.
Такова история возникновения праздника 8 марта. А идея его возникла здесь, в Сибири, в селе Усть-Абаканское, в теперешнем Абакане.
Семен ПАРИН
Абакан