Человек — существо слабое и, в общем случае, не готовое ни каким переменам. И за свое право жить без перемен люди готовы бороться с не меньшим энтузиазмом, чем те немногие, кто перемен хочет и требует революций.
Вот, например, в мире разворачивается крестовый поход против интернет-сервисов, обеспечивающих вызов такси. Во Франции дошло до смешного — таксисты перекрыли дорогу в аэропорт Шарль-де-Голль, требуя запретить сервис Uber. Понимаете? Таксисты, то есть, люди, профессия которых — возить пассажиров, перекрыли дорогу, как бы говоря пассажирам: не поедете на нас — не поедете вообще. Не знаю, как во Франции, а в России это называется бесстыдный шантаж. Однако французская полиция не разогнала обезумевших таксистов, а вместо этого… правильно, арестовала руководителей местного филиала Uber.
А в Санкт-Петербурге некоммерческое партнерство «Петербургское такси» написало открытое письмо губернатору Полтавченко. Требования те же, цитирую: «принято неотложные меры для запрета деятельности Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси»».
Проблема в том, что сервисы вызова такси резко повышают конкуренцию, и ленивые таксисты, привыкшие часами стоять возле вокзалов и аэропортов с тем, чтобы за одну поездку получить серьезные деньги, не могут конкурировать с теми, кто возит дешево, но много.
Но посмотрите на другой бизнес, столкнувшийся с такой же проблемой — на туриндустрию. Интернет-сервисы по аренде отелей и апартаментов, по заказу авиабилетов и прокату машин тоже отбирают у туроператоров много клиентов. Но отчего-то мы не видим демонстраций туроператоров. Потому что существуют люди, которые не хотят ничего заказывать самостоятельно, а хотят получить все сразу, пусть и дороже, плюс заранее продуманные экскурсии и интересные маршруты. Хочешь дешевле и по-своему — заказывай сам. Хочешь воспользоваться услугами людей, занимающихся туризмом профессионально — плати. Это устраивает всех.
В чем же разница? А в том, что туристическая индустрия — это действительно профессия, зависящая от опыта и квалификации. А водитель такси — это такой же водитель, как и любой другой водитель на общей дороге. Раньше от него хотя бы требовалось знание города, а теперь даже этого больше не нужно — он едет по навигатору. И вместо того, чтобы предложить за более высокие деньги то, чего не может предложить частник, а именно — хорошую машину, детское кресло, оплату банковскими картами и некурящего водителя, так называемые «официальные таксисты» предпочитают просто перегораживать дороги и писать открытые письма.
Впрочем, надо отдать должное руководству Санкт-Петербурга — там отказались обсуждать этот вопрос. Деятельность сервисов по вызову такси законна, прозрачна, а если кому хочется постоять у аэропорта в том месте где, кстати, стоянка запрещена — то пусть стоит.
Пока другие работают.