Каждый год 31 декабря кто-то с друзьями ходит в баню. А каждый год перед Пасхой в Живом Журнале начинаются разоблачения Благодатного огня. Из года в год повторяются одни и те же аргументы. Кто-то приводит слова основателя Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня.» Кто-то с химическим образованием рассказывает, что Благодатный огонь вполне соответствует горению эфира борной кислоты, получить который можно из борной кислоты, этилового спирта и капли концентрированной соляной кислоты: будет вам и самовоспламенение, и холодное зеленоватое пламя (хотя насчет холодности Благодатного огня есть разные мнения – вот, например, слова иеромонаха Флавиана: « В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. Сошлись во мнении, что веры маловато.)
Все эти дискуссии и свидетельства повторяются год от года и ничего нового в аргументации давно уже не появлялось. Одна сторона рассказывает о неизбежности чуда, другая сторона оппонирует тем, что Русская православная церковь еще в 19-м веке признала регулярное схождение огня мистификацией. Одна сторона апеллирует к документальным кинофильмам, исследующим феномен и не находящим никаких признаков искусственного происхождения огня – другая сторона отвечает словами греческого патриарха Иерусалимского Феофила, гласящими, что Благодатный огонь «…не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа.»
Но в этом году мой приятель, известный израильский репортер Сергей Гранкин, добавил новую ноту в эту аргументацию. Он заметил, что в последние восемь лет Благодатный огонь сходит всегда или в 14 часов 3 минуты или в 14 часов 16 минут. При этом из истории известно, что Благодатный огонь раньше сходил в разное время. Паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время.
Кроме Сергея Гранкина эту странную особенность заметили и репортеры телеканала НТВ, которые в этом году в репортаже о схождении огня сказали так: «Это удивительно, но Благодатный огонь каждый год сходит примерно в одно и то же время, может быть, с разницей в десять минут.» Но если репортерам канала НТВ это может быть и удивительно, то руководству оного канала – вряд ли. Дело в том, что 14 часов 3 минуты – это иерусалимское время выхода первой новости 15-часового выпуска новостей канала НТВ. А 14 часов 16 минут – это время последней новости в конце выпуска. Дело в том, что в 2002-м году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из Храма гроба Господня. И с тех пор Благодатный огонь всегда сходит в прямом эфире 15-часового выпуска новостей НТВ.
Почему именно 15-часовой выпуск? Потому что следующий выпуск новостей канала НТВ – в 18 часов, а в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион должен вылететь заказанный заранее самолет в Москву. Благодатный огонь не может сойти в 18-часовых новостях, потому что тогда самолет не успеет. А за него заплачены деньги.
Ну что же, осталось прояснить только самый последний вопрос. Почему же именно телеканал НТВ? Полагаю, вы догадались и без меня. Потому что телеканал НТВ принадлежит холдингу «Газпром-медиа». То есть, в конечном итоге – «Газпрому».
А огонь, как известно – символ «Газпрома». Он нарисован на его логотипе.
Вот русских очень часто ругают за идиотский подход к рекламе. И «Каннских львов» мы никогда не получаем.
Но разве есть в мире хоть какая-нибудь рекламная кампания, сравнимая с этой?
Нет.
src